Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.

Наталья Варшавская.

Кирилло-Челмогорский монастырь

в рамках хронологического исследования.

 

Челмогорский монастырь основан в 1316 г. прп. Кириллом Челмогорским, пострижеником  Новгородского Антониева монастыря. Прп. Кирилл подвизался на Челма-горе более полувека. Его святая жизнь и кроткие наставления привели многих язычников к принятию Крещения. Для новообращенных христиан и братии преподобный воздвиг храм и обитель в честь Богоявления Господня. Скончался прп. Кирилл 8 декабря 1367 года (память 8/21 декабря).

Через некоторое время на Челма-гору из Великого Новгорода пришёл инок Серапион и поселился в келии Кирилла Челмогорского. Потом пришёл и другой монах. Вместе они построили гробницу над преподобным отцом Кириллом и прожили на Чёлме три года.

К 1378 году иеромонах Арсений собрал иноков «числом двадцать четыре». Монахи разработали землю около монастыря и засеяли ее овощами и хлебом. После того, как храм Богоявления Господня, построенный прп. Кириллом, сгорел от молнии, иноки воздвигли церковь во имя Пресвятой Богородицы славного ея Успения, теплую с трапезой. С тех пор обитель стала называться Успенскою.

Через пятьдесят лет после смерти прп Кирилла в обители собралось братии до восьмидесяти человек и начали созидать для пребывания кельи.

9 мая 1419 года была воздвигнута церковь во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, чудного его Богоявления, да в приделе, святые великомученицы Екатерины. И стал зваться монастырь Преподобнаго отца Кирилла Челмогорскаго.

Из Новгорода призвали изографа Иоанна. Был написан образ прп. Кирилла, житие и служба. (Житие и служба, составленные в XV в. и переписанные в XVII-XIX вв., вошли в церковную агиографию и богослужение).

В 1446-1447 гг. – Дмитрий Шемяка, соперник великого князя Василия Васильевича, внука Димитрия Донского удалился и заперся в Каргополе, имея с собою мать Василия Тёмного великую княгиню Софию, дочь великого князя Литовского Витовта.

Согласно «Историческому описанию Челмогорской пустыни» Фёдора Гурьева и списку грамоты 1684 г., великая княгиня София (мать Василия Тёмного), а также в 1498-1499 гг. – великая княгиня София Палеолог и в 1526-1531 гг. - сноха ее, великая княгиня Соломония (в монашестве тоже София) - все были узницами Кирилло-Челмогорского монастыря.

В 1544 г. Челмогорской Успенской пустыни дана жалованная грамота великого князя Иоанна IV о придании пашенной земли и сенных покосов  и лесу и вод. Также велено давать из каргопольских доходов по 6 руб. 20 алт. на год.

В середине ХVI в. за монастырём числились часть Лядинских деревень, погосты по реке Лёкшма и вокруг Лёкшмозера, пахотная земля кругом пустыни на три версты («озерко Чёлмо, да речка Чёлма, и  по речке Чёлме по Труфановский ручей»).

29 октября 1563 г. жена Дмитрия Курлятева-Оболенского и две его дочери были насильственно пострижены и отвезены в Каргополь в Челмский монастырь.

В конце XVI в. тяжелые последствия оставила эпидемия чумы. В 1599 г. монастырю выдана грамота Годунова, подтверждающая права, дарованные Иваном Грозным.

В 1613-1614 гг. пустынь подверглась ограблению и пожару. Из всех уцелевших от избиения челмогорских монашествующих известен лишь один священноинок Герман, видевший все ужасы опустошения монастыря от разбойников, но к сожалению он ничего о сем не оставил, а все сведения унес в могилу, скончавшись в 1623 г.

Известно, что пустыни принадлежала деревня Неклюдовская, которая была сожжена ворами казаками.

После нашествия литовских шаек вновь были построены храмы Богоявления Господня и Благовещение Пресвятой Богородицы (теплый). Но 28 июня 1632 году, в канун Петрова дня Божиим попущением обе церкви сгорели.

16 сент. 1633 г. выдана грамота от Новгородского и Великолуцкого митрополита Киприана черному попу Мисаилу с благословением на строительство двух храмов: Богоявления Господне и Благовещение Богородицы, а 16 февр. 1637 г. - на строительство третьего храма над Святыми воротами во имя Великомученицы Екатерины.

В 1642 г. дана грамота от великого князя Михаила Федоровича в Каргополь, к воеводе князю Ивану Щербатому по челобитью  строителя старца Варлаама. Велено угодьями по писцовым книгам владеть, а воеводе велено во всем оберегать, и чтоб никто, ничем монастырским не владел и обид не чинил.

25 марта 1648 г. эта грамота подписана царём Алексеем Михайловичем.

В 1655-1656 гг. Священник Благовещенской церкви Лядинского прихода Иоанн по предварительном явлении ему угодника Божия прп. Кирилла написал образ преподобного и принес его в Чёлминскую обитель. Написаны икона прп. Кирилла, служба и, на основании оставшихся скудных монастырских записей, житие святого.

24 декабря 1674 г. сгорела церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.

В 1678 г. при переписи, Челмогорский монастырь назван пустым: ветхая церковь Богоявления Господня осталась без священнослужения.

8 февраля 1682 г. дана царская грамота от великого князя Феодора Алексеевича строителю иеромонаху Макарию с братиею «…пожаловать велели предыдущую грамоту поновить, братии угодьями по писцовым книгам владеть».

28 мая 1684 г. данацарская грамота от царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича в Каргополь, стольнику и воеводе Володимеру Ивановичу Волконскому. «Из новгородского приказа в приказ большой казны велено давать наших, великих государей, жалованья на церковные потребы, против прежних жалованных грамот, по 6 руб. 20 алтын на год из каргопольских таможенных доходов строителю иеродиакону Филофею с братиею».

В мае 1687 г. строитель Иеромонах Макарий учинил росписку против прежних отводных книг, переписал все и приказал того же монастыря иеромонаху Исакию. Из описи видно, что в Челмогорской пустыни, вместо, когда-то имевшихся трех церквей, в 1687 г. было только две: во имя Богоявления Господне и во имя Успения Пресвятой Богородицы (построенной взамен сгоревшей в 1674 г.). В Каргополе - свое подворье, на котором живет Терешка Михайлов. Церкви Великомученицы Екатерины, построенной в 1637 г. и еще существовавшей в 1655-1656 гг.,- уже не было; она, наверное, сгорела, но когда, неизвестно. Остались только «двери царские, старой  церкви Святой Великомученицы Екатерины, да столбцы».

27 марта 1713 г. Царским указом приказывалось коменданту г. Каргополя Петру Коробьину «выдать и впредь давать по вся годы…из таможенных и кабацких доходов, безволокитно», в числе прочих Каргопольских обителей и «Богоявленскаго Челмогорскаго монастыря строителю з братиею по 3 рубля по 10 алтын»…

20 апреля 1721 г.  По указу Петра I, маловотчинные и безвотчинные обители приписывались к более богатым монастырям. По просьбе архимандрита Спасо-Каргопольского монастыря о. Иосифа, Кирилло-Челмогорский монастырь  был приписан к нему в числе 5 обителей. «Монахов малое число…человека по 3 по 4». Но на этот раз он был в зависимости недолго, всего 6 лет и какие-нибудь 2 мес. Вследствие потери самостоятельности, материальное состояние пустынной Челмогорской обители, и так весьма незавидное, еще более ухудшилось.

В июле 1727 г., в царствование Екатерины I-й, даровавшей самостоятельность приписным монастырям  и Чёлма получила независимость.

6 марта 1732 г. Указ Екатерины I-й из Белозерской провинциальной канцелярии в Каргополь, майору и воеводе г-ну Хвостову: по прошению строителя, монаха Иосафа с братиею велено на церковныя потребы, по указанному в ружной 1720 г. книге окладу, на прошлые, с 1719 по 1726, 1729, 1730 дано по 6 руб. 60 к. на год, - 59 рублей 40 к.

28 марта 1748 г. в числе 3-х обителей – Конской и Кодлозерской, Кирилло-Челмогорская пустынь была вновь приписана к Спасскому Каргопольскому монастырю, за коим и состояла уже до самого своего упразднения, последовавшего через 16 лет после последней приписки к бывшей Строкинской пустыни.

19 февраля 1755 г. архимандрит Крестного монастыря Виссарион, составил ведомость Кирилло-Челмогорской пустыни, по осмотру против описи  мая 1748 г., Спасо-Каргопольского монастыря, в приписной к нему Челменской пустыни, что ныне во святых церквах, за ново-определенного пономаря Василья Игнатьева.

1764 – 1783 гг.   По указу Екатерины I, Челмогорский монастырь назначен к упразднению.Составляются кропотливые отчеты о доходах, расходах и проч.

5 июля 1765 г. По указу Екатерины I и по определению Олонецкой Дух. Конс. архимандриту Спасо-Каргопольского монастыря Феодосию  велено отдать казенное имущество и полученные от продажи скота деньги - принадлежащие до экономии Спасо-Каргопольскому монастырю - помощнику  дворянину Ивану Шулгину. Отдать ему по описи, с распиской, наблюдая при том, дабы церковные вещи, хотя и неосвященные, отданы быть не могли.

По упразднению Кирилло-Челмогорской пустыни образовалось что-то вроде бесприходного прихода (с землями содержавшимися на средства прихожан и церковного притча), со священником и причтом. Так продолжалось около 80 лет, т.е. до 1845 года. В Чёлмском монастыре накануне секуляризации в 1764 г. у церкви было два приходских двора с 60 десятинами земли и два деревянных храма: Богоявленский и Успенский. Установление границ между землями церковного причта было проведено в процессе межевания в 1783 г.

11 октября 1803 г. выданантиминс Успенской церкви.

21 мая 1818 г. был заложен Богоявленский храм, а освящен 9 сентября 1823 г. Этот храм двух придельный с приделом в трапезе во имя прп. Кирилла Челмогорского (освящен 24 июля 1837 г.), теплый, в нём 2 печки.  Деньги на устроение этого храма дала дочь М. Н. Лыткина Марфа. На ее же средства в главном приделе храма были установлены иконостас и рака с мощами прп. Кирилла (15 января 1839 г.) Придела во имя Николая чудотворца Лыткины, по каким-то неизвестным причинам воздвигнуть не успели. Храм в том виде, в каком он существовал, производил впечатление недоконченности, недостроенности, непропорциональности в своих частях: он был мал, тесен, с неправильным входом и с несоответствующей общим контурам храма колокольней.

Священник  Федор Гурьев, переписав и распространив житие, утвердил снова имя подвижника, и сделал тем самым первые шаги к восстановлению обители. "Житие и чудеса, преисполнена историческим известием по отысканным некоторым памятникам и дошедшим устным преданиям, священником Федором Гурьевым той же пустыни 1844 г. месяца мая".

В 1845 г. пустынь приписана к Александро-Ошевенскому монастырю.

В 1871 году проведена опись Александро-Ошевенского монастыря и приписных к нему пустыней. В приписанной Кирилло-Челмогорской пустыни в церкви Богоявления Господне рака прп. Кириллу над его мощами, красного дерева с клеймами с   3-х сторон медными посеребренными. Сень над ракой столярной работы с резьбой, позолочена.

1880 – 1887 гг. Кирилло-Челмогорский монастырь хотя и числится под ведением Ошевенскаго, но имеет ныне самостоятельность, и иеромонахи, и управляющие назначаются Епархиальным начальством.

В 1880 году сгорел дом, в котором жили иеромонах с послушниками и помещались коровницы с работниками, уцелели лишь только храмы и котельная при скотном дворе.  Настоятелю с братией, (в числе 4-х человек) после пожара пришлось приютиться в котельной и здесь проживать.

21 марта 1887 г. от трещины в печи, сгорел новый, огромный деревянный, 2-х этажный дом, стоивший   4500 руб.

Петербургский купец и домовладелец А. В. Михайлов, выстраивает И. Т. Круганову усадьбу «Пёлла» (из чувства благодарности за какую-то оказанную услугу), приобретает хозяйственный инвентарь и снабжает его денежными средствами для ведения образцового хозяйства в усадьбе, с довольным количеством земли (более 70-ти дес.). 

1889 год. Как братия, так и все приходящие богомольцы пользуются пищею от пустыни, во всем состоит умеренность в пище и одежде, каждый занят назначенным ему послушанием, никаких самовольных поступков не допускается, из братии кто-либо самовольно из обители никуда не отлучается. Церковная служба совершается ежедневно, без пропуска, согласно церковному уставу. Хозяйство пустыни состоит в хлебопашестве, в скотоводстве, в рыбной ловле, сенокосе.

8 декабря 1895 г. в день памяти Кирилла Челмогорского было принято решение о сборе средств на перестройку Богоявленской церкви. Храм до настоящего времени существовал лишь в двух приделах – во имя Богоявления Господня (главного) и во имя преп. Кирилла Челмогорского. В главном храме на северной стороне под балдахином на пьедестале о 2-х ступенях стоит рака из красного дерева.

В 1896 г. было испрошено разрешение на перестройку со стороны епархиального начальства и составлены план и смета перестройки.

3 марта 1897 г. за №35 и были утверждены Олонецким Губернским Правлением план, смета и протокол перестройки.

В 1897 г.  была совершена вчерне сама постройка придела Николая чудотворца. Иконы во вновь устроенном приделе Николая чудотворца были заказаныП В.

Качаловым в Петербурге, в левый придел, во имя Кирилла Челмогорскаго, благодетельницею пустыни Елизаветою Ляминою – в Москве.

В начале 1898 года было приступлено к перестройке ветхого иконостаса в главном приделе храма во имя Богоявления Господня. Пришедший в ветхость иконостас в приделе Кирилла Челмогорского заменён новым резным (под лак) берёзовым. Был устроен новый балдахин над ракой преподобного, балдахин поддерживается 4 вызолоченными колоннами. Вновь переделан престол и жертвенник, перебраны полы, оштукатурены и выкрашены масляною краской потолки и стены.

19 февраля 1899 г. – освящен храм во имя Богоявления Господня.

20 мая 1899 г. пустынь отчислена от Ошевенского третьеклассного монастыря и обращена в самостоятельную обитель, с таким числом иноков, какое она в состоянии будет содержать на свои средства.

Конец XIX- начало XX века -озеро Чёлмо почему-то, принадлежит  Каргопольскому Успенскому женскому монастырю, в который платится до 10 рублей в год оброка.

1904 год. Рублен сруб для нового настоятельского корпуса и покрыт тесом. Перенесен из-за ограды хлебный амбар в ограду, оштукатурена и выбелена Богоявленская церковь.

3-4 мая 1905 г. Торжественное несение иконы прп. Серафима Саровского Чудотворца из г. Каргополя в монастырь прп. Кирилла Челмогорского.

1910 г. Частые перемены, в особенности в последнее время, настоятелей и управляющих (например в последние 9-ть лет здесь шестой управляющий) и подбор их, оставили неизгладимые следы нестроения в хозяйстве пустыни. Братии в Челмогорской пустыни около 15 человек. Управляющим состоит уже второй год иеромонах Герман – уроженец Воронежской губернии и постриженик Александро-Свирского монастыря.

В усадьбе Пёлла:  дом 2-х этажный;  дом одноэтажный – богадельня; скотный и конный двор, живорыбка. Выселок Пёлла в данной местности является в своем роде богадельнею, местным благотворительным учреждением, так как здесь постоянно призревается до 15-ти человек, не считая приходящих. По ходатайству хозяина усадьбы «Пёлла» Ивана Тихоновича Круганова пред знакомыми благотворителями и с помощью сборщика от пустыни приобретается серебряное изображение во весь рост прп. Кирилла на раку последнего, а равно, благодаря содействию Ивана Тихоновича  Чёлма имеет 62-х пудовый колокол. Иван Тихонович Круганов уже сам является жертвователем на богоугодные дела и творит добро, живет для Бога. В деревню Труфаново, которая дала ему приют во время его 4-х летней болезни, в местную церковь, им самостоятельно пожертвован колокол в 300 руб.

10 июня 1912 г. Паломничество учеников Каргопольскаго духовного училища в Кирилло-Челмогорскую  обитель.

Нуждаясь в средствах, монастырь начал хлопотать об открытии подворья в Санкт-Петербурге в подаренном ему доме на Обводном канале, 65, где монахи в 1912 г. устроили часовню.

В 1917 г по благословению Митрополита Петроградского Вениамина строится в Петрограде подворье Челмогорской Кирилловской Богоявленской пустыни.

В феврале 1918 г.  Лекшмозёрским волисполкомом (образованным 15.12.17) Кирилло-Челмогорская пустынь приписана к Труфановскому сельскому обществу.

16 июля 1919 года проведенаопись Челмогорского хозяйства.

В 1919 г. При Кирилло-Челмогорском монастыре открыто «Советское хозяйство».

В июне 1918 года в Петроградском подворье освятили часовню во имя прп. Кирилла Челмогорского и священномученика Ермогена.  В 1919 году она стала приходской церковью. Домовая церковь находилась на углу нижнего этажа и пользовалась большой популярностью среди окрестных жителей. В 1919-1924 гг. настоятель и строитель подворья – Игумен Серафим, возведен в сан архимандрита. 14 января 1924 года С-Пб подворье Кирилло-Челмогорского монастыря было закрыто, а его имущество передано в Мирониевскую церковь. Здание подворья отдано под жильё (Боровая ул., д. 40.)

В 1920 г. Из ведения Кирилло-Челмогорской пустыни были изъяты кладбища. Стали хоронить в выселке Пёлла.

20 июня 1922 г. Каргопольской уездной комиссией по изъятию церковных ценностей подлежит изъятию, изъято и сдано в Уфимотдел ценностей в помощь голодающим из Кирилло-Челмогорского монастыря 21 фунт 20 зол. серебра.

1926-1928 гг. Пустынь была приписана к Труфановскому сельскому обществу и зафиксирована в списке населённых мест Лекшмозерской волости как выселок. В нём считается 4 хозяйства, из них 2 "состоящих в земельном обществе", работников 12 мужчин и 12 женщин. 

Кирилло-Челмогорская пустынь значится в составе Лекшмозерской волости, Каргопольского уезда, Вологодской области, Северного района.

Изъятие земель у церкви началось с первых дней Октябрьской революции, но Кирилло-Челмогорский монастырь продолжает оставаться самым крупным землевладельцем  (414 десятин 2000 квадратных саженей).

С 1928 по 1932 гг. после арестов (1923 г.) и ссылки (1925-1928 гг.) в настоятельском доме Кирилло-Челмогорской пустыни жил епископ Каргопольский Варсонофий (Вихвелин Василий Васильевич, дворянин) организатор «контрреволюционной группировки духовенства». 

Епископом Варсонофием в 1928 г. настоятель Челмогорского монастыря иеромонах Трифон  (Кирилл Пилюга) рукоположен в сан архимандрита и пострижен в  схиму с именем «Кирилл».

17 апреля 1932 г. арестован настоятель и строитель Петроградского подворья архимандрит Серафим (Стефан Проценко) по делу «Ленинградского филиала Истинно-Православной церкви» и приговорен к 5 годам ИТЛ (Темниковские лагеря).

1 сентября 1932 г. епископ Варсонафий (Вихвелин Василий Васильевич), схиархимандрит Кирилл (Пилюга Кирилл Георгиевич), архимандрит  Афанасий (Кузьмичев Андрей Артемьевич), игумен Лебедев Василий Алексеевич, иеромонах Варсонафий  (Солодягин Иосиф Алексеевич), иеромонах Дорофей (Мусихин Дорофей Васильевич), монахиня Мишина Анна Александровна арестованы по обвинению в «контрреволюционной агитации», как участники «контрреволюционной группировки духовенства».

26.11.32. по постановлению тройки ПП ОГПУ заключены в концлагерь на срок от 5 до 8 лет, которые заменены ссылкой на тот же срок. Епископ Каргопольский Варсонафий умер в ссылке.

После арестов духовенства и монашествующих Кирилло-Челмогорского монастыря, пустынь ликвидируется и остаётся только выселок Чёлма.

В 1932-1934 гг. разбирают деревянные монастырские строения:  внутреннее убранство, церкви Успения Божией Матери,  дом с  кельями (перевозят в д. Труфаново на строительство школьной мастерской), трапезную разбирают и сплавляют по оз. Лёкшмозеро в д. Морщихинская, на строительство клуба или школы, ломают на дрова мостки в выселок Пёлла.

На «колокольнице» Кирилло-Челмогорского монастыря  было 6 колоколов: первый большой 62 пудовый, второй в 12 пуд., третий в 2 п., четвёртый в ½ пуда, пятый в один пуд, шестой в 25 фунтов. В 1934 г. все колокола были сняты и вывезены в Каргополь, а затем отправлены на переплавку.

4 сентября 1937 г.- арестован схиархимандрит Кирилл (о. Трифон, Кирилл Георгиевич Пилюга) приговорен к 10 годам ИТЛ.

20 декабря 1937 г. – арестован  иеромонах Афанасий, а на следующий день 21 декабря арестованы монахини  А.П.Боголепова, Е.Г.Михнова, А.А. Мишина.

Анна Павловна Боголепова и Евдокия Григорьевна Михнова приговорены к 10 годам ИТР.

19 декабря 1937 г. Анна Александровна Мишина расстреляна.

21 декабря 1937 г.  в день памяти Кирилла Челмогорского архимандрит Афанасий (Кузьмичев Андрей) расстрелян.

В Лядинах появились колхозы «Новая жизнь» и «Буря» (Орловского с/с). Они занимали земли, принадлежавшие Челмогорской коммуне (на месте бывшего монастыря).     

1939 - 1945 гг. организован колхоз «Волна». Профилем этого колхоза была рыбная ловля, создавались даже специальные рыбацкие бригады. Рыбу ловили неводом, а потом сдавали в колхоз в Лёкшмозеро. Некоторые колхозники жили во время войны в Челмогорском монастыре, где жизнь была значительно лучше. Анна Ивановна рассказывает: «Всю войну жили в монастыре, ничего плохого не знали. Дружный народ там: пахали, жали, сенокосили». Все хозяйство облагалось очень большими налогами.      

В 1944 году церковь Успения Божией Матери сплавляют по воде в д. Орлово на ветлечебницу.

В 1953 г. на территории Кирилло-Челмогорской пустыни располагался лесопункт. Храм использовался под общежитие, где жили сезонные рабочие. «Начальником был Арсений Григорьевич Пригодин. Завхозом – Карякин. У северной стены между вторым и третьим окном под нарами находилась гробница с каменным крестом».

5 марта 1953 г., в день смерти Сталина, храм Богоявления Господне сгорел.

«После пожара в 1953 году в Кирилло-Челмогорском монастыре оставался только мой дед - Александр Филиппович Вороничев. Он жил один в архиерейском  доме, работал фельдшером в деревнях  Лёкшмозеро, Труфаново и Орлово.            В 1955 году дед умер и был похоронен в Святой еловой роще, которая находилась у церкви Успения Божией Матери на Чёлма-горе. Архиерейский дом разобран и перевезён в Каргополь.

В 1958 г. разрушили последнюю колокольню.

19 октября 1998 г. раскопали могилу архимандрита с вышитыми на ткани золотыми крестами.

1 мая 1999 г. нашли выброшенные останки архимандрита под Чёлма-горой, которые в настоящее время захоронены в часовне Кирилла Челмогорского..

«Был город, а осталась древняя роща да подземелье, все, что воздвигнуто было на верху земли, стерли люди... Подземное жилое помещение, библиотека, ценности монастырские, возможно, и сохранились под защитой земли. Сейчас Кирилло-Челмогорский монастырь сохранил только историческое место. Древняя могучая ель, возрастом в несколько столетий, возвышенный берег озера, и его название – Монастырское, хранят память о стоявшей здесь когда-то обители и делах по устою христианской веры на этой земле».

В 2002 г. старостой Лекшмозерского прихода Александром Кузиным был изготовлен крест и установлен на месте алтаря Богоявленского храма.

В 2004 г. на территории монастыря проведены археологические исследования отрядом АОКМ. «Остатки Богоявленского храма расположены в южной части монастыря у угла кладбища. В настоящее время сохранился только фундамент, в

центральной его части установлен памятный крест. Размеры храма выясняются по параметрам фундамента, от которого сохранились и белокаменные блоки и, местами кирпичная кладка. Длина всей церкви составляла около 25 метров, ширина около 12 метров. Основной объём имел квадратную форму, алтарь имел диаметр – 5 - 6 метров. У входа располагалось крыльцо и основание колокольни. Прослежены остатки ограды монастыря шириной около двух метров. Северное прясло имело протяжённость около 110 метров, западное – 70 метров. На северном прясле, в 15 метрах от с-з угла, прослежен воротный проём, шириной около 3,5 - 4 метра. Обнаружены остатки трёх угловых башен (кроме ю-в), видимо круглых в плане, диаметром не более 5 метров. Возможно, ограда имелась и в других местах монастыря, но сейчас она не прослеживается. Таким образом, представляется целесообразным произвести дальнейшие архитектурно-археологические работы по расчистке руин монастыря и разведочной шурфовке его территории».

16 августа 2005 году у поворота от Пудожского тракта к Чёлма горе установлен  памятный крест. Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил поклонный крест в память преподобного Кирилла Челмогорского.

В мае 2007 г. найдены фрагменты валунного фундамента церкви Успения Божией Матери, архиерейского дома, и трапезной. Обнаружены прясла южной и восточной стен монастыря. Зафиксированы остатки деревянных свай мостков в выселок Пёлла.

Осенью 2010 г. построена часовня Кирилла Челмогорского над кельей-пещерой, в которой подвизался святой Кирилл. Строительство осуществлено силами и на средства местных жителей под руководством и с помощью Кенозерского парка.

9 августа 2012 г. благочинный каргопольского округа иерей Андрей Усачев и иерей Михаил Бузынкин освятили часовню на месте монастыря, основанного преподобным Кириллом Челмогорским.

Храм - реликварий выполнен в виде беседки и построен над пещерой по проекту Н. Варшавской.